AAAAA A A А x

ЗНАМЯ 31-ГО ОТДЕЛЬНОГО ДИВИЗИОНА БРОНЕПОЕЗДОВ ВОЙСК НКВД ПО ОХРАНЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ








Красное знамя образца 1942 года с надписью на лицевой стороне «31-Й ОТДЕЛЬНЫЙ ДИВИЗИОН БРОНЕПОЕЗДОВ ВОЙСК НКВД СССР ПО ОХРАНЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ». Вручено части 3 декабря 1943 года в Москве. Знамя поступило на хранение в октябре 1970 года из фондов Музея погранвойск, куда оно было направлено по окончанию расформирования части в 1951 году. Зарегистрировано в фондах Центрального музея войск национальной гвардии Российской Федерации под № 1437/176.

В годы Великой Отечественной войны войска НКВД выполняли разнообразные задачи на фронте и в интересах фронта, внося свой посильный вклад в разгром врага. Кроме того, воины-чекисты выполняли особые задания руководства страны.

21 мая 1942 года особая комиссия от управления войск НКВД по охране железных дорог под председательством начальника автобронепоездной службы полковника И.В. Пылаева приняла в состав войск от представителей Наркомата обороны особый объект - поезд НКО Литер А, включая личный состав и имеющееся вооружение. На базе поезда был сформирован 31-й отдельный дивизион бронепоездов, вошедший в состав 31-й дивизии войск НКВД по охране железных дорог.

Командиром части был назначен майор П.К. Ищенко (на фото справа), кавалер ордена Ленина за оборону Киева летом 1941 года. На дивизион, состоявший из трех бронепоездов, и насчитывающий 442 человека личного состава, было возложено выполнение специальных заданий по сопровождению и охране в пути первых лиц государства. Охрана эта заключалась в осуществлении противовоздушной обороны правительственных поездов в условиях действия вражеской авиации. Для этого все бронепоезда были оборудованы зенитными орудиями.

Только за 1942 год личный состав бронепоезда выполнил 18 специальных заданий по сопровождению важных лиц. Экипажи бронепоездов при сопровождении в 1943 году Наркома внутренних дел Л.П. Берии и Наркома военно-морского флота Н.Г. Кузнецова на Северо-Кавказский фронт отразили попытки вражеской авиации нанести удар по охраняемому поезду. При сопровождении Маршала Советского Союза Г.К. Жукова на Западный фронт в районе Курска чекисты-железнодорожники также не допустили воздушной атаки в условиях активного действия вражеской авиации.

22 ноября 1943 года группа военнослужащих 31-го отдельного дивизиона бронепоездов войск НКВД сопроводила Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина до г. Баку, откуда он самолетом был доставлен в г. Тегеран для участия в Тегеранской конференции глав держав - участников антигитлеровской коалиции. Операцию по сопровождению столь высокопоставленного пассажира возглавил лично командир дивизиона майор Ищенко. В дальнейшем, он также руководил сопровождением и исполнял должность начальника ПВО литерных бронепоездов при отбытии членов советской делегации до Симферополя в январе - феврале 1945 года для участия в Ялтинской конференции и в июле - августе того же года в Берлин для участия в Потсдамской конференции, при сопровождении Маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова в г. Плоешти (Румыния) в феврале 1945 года.

Командир дивизиона подполковник (с весны 1945 года) Ищенко и его замполит майор Казарин за образцовое выполнение специальных заданий правительства были награждены орденами Отечественной войны 1-й степени.

Однако неверно считать, будто бронепоезда 31-го отдельного дивизиона войск НКВД охраняли только высших лиц страны и действовали исключительно в интересах фронта. Спецзадания, выполняемые воинами-чекистами, касались и мирной жизни страны. Так, весной 1944 года несколькими рейсами в Киев были доставлены видные ученые и важное имущество Академии наук Украинской ССР. С августа по ноябрь 1944 года особые «чекистские» рейсы из Перми, Воткинска, Соликамска, Новосибирска возвращали эвакуированные произведения искусства в художественные музеи Москвы и Московской области.

После окончания Великой Отечественной войны бронепоезда в структуре войск правопорядка были расформированы, но 31-й отдельный дивизион остался в строю, однако теперь его поезда перевозили важные грузы в различные «закрытые точки» страны. Особый дивизион, выполнявший правительственные задания по сопровождению руководителей и полководцев, ковавших нашу общую Победу, был расформирован в апреле 1951 года.



Подготовил Игорь Сандалов,
ведущий научный сотрудник Центрального музея войск национальной гвардии, кандидат исторических наук

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ