90 лет назад, 30 апреля 1935 года, завершился беспримерный по протяженности и трудности лыжный переход от Байкала до Баренцева моря пятерых военнослужащих 67-го полка по охране железнодорожных сооружений войск НКВД: инструктора физподготовки части Ивана Попова и младших командиров Андрея Куликова, Александра Шевченко, Константина Бражникова и Евгения Егорова. Путь их лежал через Байкальские хребты, таежные леса Сибири, ледяные торосы Подкаменной Тунгуски, безлюдную тундру Туруханска и Салехарда, хребет Урала, побережье Белого моря, который им предстояло пройти в крайне тяжелых климатических условиях. Пятерка отважных прошла на лыжах свыше девяти тысяч километров за 151 день или 136 ходовых дней.
Этот переход они посвятили X съезду ВЛКСМ и VII Всесоюзному съезду Советов. На своем примере комсомольцы хотели показать советской молодежи высокую физическую закалку и боеготовность бойцов и командиров Красной Армии, войск НКВД. Проложить новую лыжную трассу и открыть доступ зимнего сообщения с населенными пунктами таежных краев, пройдя на лыжах за Полярным кругом тысячи километров, ознакомиться с жизнью, культурой и бытом населения Севера. В победе лыжного перехода были твердо уверены и сами отважные воины, и командование их полка. Но не все были настроены оптимистично на благополучный исход снежной эпопеи. Главный консультант перехода профессор Петри, большой знаток Сибири и Севера, говоря о рисках перехода, писал воинам: «...Вьюга Турухана, безбрежность снежных пустынь в Тазовской тундре, леденящее дыхание полярных ветров, разве не они послужили причиной гибели ряда экспедиций?» Но профессор ошибался, утверждая, что для них эти преграды непреодолимы. Когда переход был совершен, он писал: «…Моя ошибка состоит в том, что я недоучел того, что мы живем в необыкновенное время, а Красная Армия выковывает необыкновенных людей. Эти люди, проникнутые энтузиазмом, силой воли, сплоченностью коллектива, четкой организованностью и большевистским напором, берут те твердыни, к которым не сумели приступить обыкновенные люди в обыкновенное время».
Около года они только готовились к такому серьезному переходу. Это и тренировка в ходьбе на лыжах, преодоление крутых подъемов и спусков, ночевка в условиях, близких к тем, в которых военнослужащим предстояло находиться. Проверяли одежду, обувь, лыжи, крепления, изучали по карте маршрут перехода, климатические и другие особенности на разных этапах похода. Для них были подготовлены охотничьи нарты, спальные меховые мешки, запасная одежда, лыжи, охотничьи ружья и револьверы системы «наган». Весь груз был уложен на нарты, которые каждый участник должен был тащить на лямках. На каждого приходилось до 50 кг груза.
По маршруту движения лыжников были расположены четыре пункта, где Центральный совет «Динамо», курировавший переход, разместил для них обмундирование, продукты, лыжи и другое снаряжение. Продукты также получали в факториях Востсибпушнины.
27 ноября 1934 года военнослужащим устроили в полку проводы, на которых присутствовал командующий пограничными и внутренними войсками Восточно-Сибирского края. 30 ноября 1934 года на северной точке озера Байкал в пос. Нижнеангарске, куда переправили воинов, был дан старт снежному марафону. Впереди предстоял путь без дорог и населенных пунктов — глухомань и «белые пятна» на карте.
Распорядок дня был строго регламентирован и неуклонно лыжниками выполнялся. Вставали на лыжи рано утром, задолго до рассвета. Если снег был рыхлый, то идущий впереди прокладывал лыжню. По этому следу шли остальные. Непродолжительный привал, обед, проверка креплений лыж, имущества и снова в путь. В пути находились девять-десять часов. В среднем бойцы проходили по 45 километров в день. Но отдельные участки пути были настолько трудны, что за световой день лыжники преодолевали только 3 - 5 километров. Если погода благоприятствовала, то в сутки делали 110-120 километров. Ночлег, как правило, устраивали на берегах рек. На костре готовили в походных условиях простую пищу, кипятили чай. Ночью по очереди несли дежурство на случай появления непрошенных гостей из тайги. Сначала в пути их сопровождали две собаки — овчарки Буска и Бобка, подаренные пограничниками. Они отлично несли службу у костра, разделяли с бойцами все трудности пути. Но все-таки верных друзей пришлось в одной из деревень оставить. Лапы их кровоточили и следовать дальше они не могли.
Встречаясь с жителями населенных пунктов, воины подробно рассказывали о переходе, его целях и задачах, о трудностях, которые пришлось преодолевать. Гостеприимные жители высказывали много добрых пожеланий. И это вселяло в бойцов большую твердость и уверенность.
Шли по неизведанному маршруту, на пределе человеческих возможностей. Так, преодолевая Тунгусский кряж, 6-7 января 1935 года, бойцы попали в полосу низкой температуры. Мороз, как потом выяснилось, был 52-56 градусов. Мерзли все части тела, трудно было дышать. Фетровые маски на лице не помогали. Лыжи плохо скользили. Делать остановку и отдых в таких условиях было опасно, могли простудиться. Одно спасение было — в интенсивном движении. Трудности сопровождали их и на другой день. Без остановки прошли десять часов и поздней ночью пришли в факторию. Только высокая воинская дисциплина, крепкая спайка, взаимная помощь и вера в победу обеспечили благополучное преодоление всех невзгод без всяких происшествий.
Природа постоянно испытывала лыжников. Как-то им предстояло пройти тысячу километров вниз по течению Подкаменной Тунгуски и выйти к берегам Енисея. Там, в поселке Байкит, сделав однодневный отдых, двинулись дальше. Путь лежал до фактории Кузьмовка. Еще ни один человек из Байкита зимой не доходил до фактории. Путь преграждали большие пороги на реке Подкаменная Тунгуска. Сильный мороз замедлял движение, плохо скользили лыжи, усиливался ветер. Спасение было в одном — по десять часов ходьбы на лыжах без отдыха. Однажды выбрали место для ночевки, но произошло непредвиденное. Спички, находившиеся в кармане, отсырели от влажной одежды и не зажигались. Другие попытки добыть огонь были тщетны. Одежда уже обледенела и сковывала движения. Нужно было срочно решать, что предпринять. Последовала команда Попова «На лыжи!» и воины вновь двинулись в путь. И так шли без отдыха всю ночь. На ходу засыпали, спотыкались, падали, поднимались и вновь шли. Но никто не роптал, не проявлял малодушие при сложившейся обстановке. Наступило утро, а населенного пункта все не было. С трудом передвигали ноги, болели мышцы рук, вещевой мешок казался небывало тяжелым. Хотелось упасть и заснуть. В пути делали небольшие остановки и стоя ели. Вместо воды глотали снег и вновь шли. И только поздно вечером за поворотом реки, наконец, увидели долгожданный поселок фактории.
Когда была возможность, ночевали в охотничьих зимовьях, но часто под открытым небом у костра. Продвигаясь по тундре, воины старались ночевать в одиноких чумах или в стойбищах. Там их появление было огромным событием и радостью для ненцев. Старые охотники — жители тундры — поражались бесстрашию бойцов и отдавали им дань уважения. Но нередко приходилось устраиваться на ночлег непосредственно под открытым небом тундры. В таких случаях разгребали лыжами снег до мха, сооружали снежный барьер со стороны ветра. Ложились все боком в одну сторону, плотно прижавшись друг к другу. Ветер заметал их снегом, под которым было относительно тепло. Спали 5-6 часов, не шевелясь. Утром вылезали из своих укрытий, палками сбивали снег и иней с одежды, всухомятку ели, вставали на лыжи и вновь шли вперед. Ночлег под снегом ненцы называли «куропачий чум». Куропатки в тундре гнезд не вьют, ночуют под открытым небом в снегу.
Европейская часть Заполярья встретила лыжников теплом, солнцем и начинавшейся весной. Дальнейший маршрут должен был идти на город Мезень, а затем через горловину Белого моря. Но пройти этот участок на лыжах было невозможно, так как в горловине дрейфовали льды. Было предложено изменить маршрут. Вместо Мезени идти на Архангельск, обогнуть Белое море, через порт Онега выйти на Кольский полуостров и к месту финиша — Мурманску.
30 апреля 1935 года в 18 часов отважные воины вошли на площадь г. Мурманска — к месту завершения перехода. Их приветствовали тысячи жителей города и залпы из орудий военного порта. О подвиге младших командиров войск НКВД узнала вся страна.
3 мая воины выехали в Ленинград, где командир Иван Попов рапортовал командующему Ленинградским округом пограничных и внутренних войск НКВД СССР о завершении лыжного перехода в установленный срок. Родина высоко оценила их участие в переходе. За мужество и отвагу, проявленные в лыжном переходе, перекрывшем все имевшие до сих пор место лыжные переходы как в СССР, так и за границей, его участники были награждены грамотами и ценными подарками. На приеме в Наркомате внутренних дел СССР был объявлен приказ о награждении военнослужащих знаком «Почетный работник ВЧК-ОГПУ-НКВД» и именными золотыми часами. Приказом начальника Управления НКВД по Восточно-Сибирскому краю участники снежного рейда были награждены именным оружием — пистолетами системы «Зауэр».
Девятитысячный километровый путь был пройден в невероятно тяжелых природных условиях Сибири и Крайнего Севера: бездорожье, тайга, тундра, перевалы Байкальского и Уральского хребтов, снег, пурга, морозы, доходящие до 64 градусов, отсутствие населенных пунктов, весенняя распутица и т. д. Преодоление этих трудностей потребовало от спортсменов максимального напряжения сил, упорства и настойчивости, энергии и организованности. Переход был ярким свидетельством высоких боевых и моральных качеств бойцов и командиров Красной Армии, войск НКВД. В небывалом снежном пробеге бойцы получили прекрасную физическую закалку, которая помогала им в дальнейшей службе, на протяжении всей жизни. Утвердилось чувство товарищества — один за всех и все за одного. Между ними не возникало никаких разногласий.
Как в дальнейшем сложилась жизнь участников снежного марафона?
Командир Иван Григорьевич Попов окончил Центральный институт физической культуры. В послевоенные годы работал тренером. Отдавал знания и опыт подросткам детской спортивной школы г. Братска, тренируя их по фигурному катанию на коньках.
Андрей Павлович Куликов окончил высшее учебное заведение НКВД СССР, посвятил себя делу охраны общественного порядка, работая в органах МВД.
Александр Евменович Шевченко окончил военную академию. На фронтах Великой Отечественной войны - с первого и до последнего дня, участвовал в обороне Сталинграда. После войны работал старшим преподавателем, а затем начальником Волгоградской высшей школы МВД СССР.
Константин Николаевич Бражников окончил военную академию, был военным советником в Болгарии и Китае, старшим преподавателем в военном вузе.
Евгений Федорович Егоров, участник Великой Отечественной войны. С 1946 по 1971 год работал старшим инструктором, инженером, старшим инженером управления Южной ордена Ленина железной дороги.
Подготовила Ирина Зотова,
старший научный сотрудник Центрального музея войск национальной гвардии